Создание дизайн персон — один из этапов исследований при проектировании приложения или сайта. Опытные дизайнеры, возможно, захотят им пренебречь, ведь они и так все знают. Но без исследований высока доля случайности и можно допустить ошибку. Что уж говорить о начинающих дизайнерах, которым еще сложнее разобраться в том, что нужно пользователю.
В проектировании веб-сайтов и мобильных приложений дизайн персоной называют описание вымышленного человека, основанное на целевой аудитории продукта. Это как художественный персонаж, который похож на образцового пользователя.
Создание дизайн персон помогает погрузиться в продукт, понять поведение реальных людей и использовать его в процессе дизайна. Значительно легче сделать хороший продукт, когда знаешь цели пользователей.
Пример дизайн персоны (изображение с сайта www.dribbble.com).
Основа хорошего продукта — эмпатия. Персоны помогают понять, чем живет пользователь, его мысли, желания и задачи. Имея перед глазами список наших персон, мы проектируем продукт не для абстрактного пользователя, а для конкретных людей, знаем, что их волнует и помогаем решить их задачи.
Правильно составленные персоны помогают представить основную группу пользователей и сосредоточить свою работу на их ожиданиях и потребностях. Дают понимание, как продукт будет использоваться и какие функции в нем главные.
Здесь помогут первичные и вторичные исследования. Первичные исследования — это непосредственное взаимодействие с пользователями: интервью, наблюдение и эксперименты. Но такие исследования более затратны, чем вторичные — это исследование открытых источников, трендов и статистики.
Подробные дизайн персоны, основанные на интервью и экспериментах — это всегда хорошо, но не всегда реально. Нехватка ресурсов и быстрая разработка продукта накладывают свои ограничения. Но даже в таких случаях быстрый набросок персоны лучше, чем ничего.
Есть несколько вариантов, как узнать больше о своих пользователях. Можно поискать среди знакомых, или создать черновой портрет, а потом проверить его соответствие на похожем коллеге. Или подсмотреть у конкурентов (подробнее в статье The UX Designer’s 5-Minute Guide to Lean Personas).
Рекомендуемое количество дизайн персон — от 3 до 5. Но только одна персона должна быть основной. Иначе будет сложно сфокусироваться на главных задачах.
Ключевые моменты хорошо выделять цветом (изображение с сайта www.medium.com).
Обычно выделяют следующие основные характеристики дизайн персоны:
Не забудьте дать своей персоне имя. Так она будет производить впечатление реального человека и проявить эмпатию и сопереживать потребностям будет легче.
Затем задача дизайнера разобраться, что делают эти люди, зачем они это делают, с какими трудностями сталкиваются, какие у них эмоциональные и физические потребности и каких ценностей они придерживаются.
Если удалось узнать детали о персоне — обязательно добавляйте их к портрету. Тогда вы сможете понять склад ума пользователя, его мировоззрение, желания и его ежедневные задачи. Подробнее о роли исследований в процессе дизайна.
Не обязательно создавать каждый раз новых персон. Можно сэкономить время и создать их базу, в дальнейшем использовать во всех проектах (и дорабатывать при необходимости). Главное — это иметь под рукой структурированную информацию и понимать, что персона — это голос пользователя.
Можно нарисовать свой шаблон или использовать инструменты с готовыми решениями, например, UXPressia.
Лист бумаги с описанием персоны мало что даст дизайнеру. Важно поместить ее в контекст использования продукта или услуги. Это поможет увидеть проблемы и приступить к их решению.
Пример дизайн персоны для приложения для чтения книг (изображение с сайта www.dribbble.com).
Пример дизайн персоны (изображение с сайта www.dribbble.com).
В одном из последних проектов Fingers стояла задача переработать интерфейс приложения. Опрос пользователей позволил нам выделить три дизайн персоны, понять, какие интерфейсы они привыкли использовать, что им нравится, в каких условиях они работают и с какими проблемами сталкиваются. Эта информация стала важной основой для дальнейшей работы над проектом. Например, нам не пришлось выбирать из множества возможных визуальных стилей, ведь мы уже знали, к чему пользователи привыкли и чего ждут.
Создание дизайн персон — это важный этап проектирования, которым не стоит пренебрегать. Персоны помогут понять пользователя, его проблемы и мотивацию. Создавать продуманный UX и дружелюбные интерфейсы. Персоны можно использовать, чтобы подтвердить или опровергнуть идеи во время проектирования и выявить приоритет функционала, или чтобы проверить, насколько существующий продукт соответствует нуждам пользователей.
Появилась идея для проекта? Мы хотим узнать о том, что важно для вас
Связаться