В предыдущей части я рассказал о том, что сопровождение – это ключ к успеху проекта и, что нужно вкладывать в понятие сопровождения, чтобы добиваться целей проекта.


Каждое мобильное приложение или сайт – это уникальный проект, сопровождение которого будет зависеть от многих факторов. Общие параметры, из которых вы сможете выбрать необходимые для вашего проекта:

  1. Управление мощностями. 
    Для начала необходимо развернуть проект на сервере и постоянно обеспечивать его работоспособность и доступность для пользователей. Это работы по предоставлению продуктового, тестового и дублирующих серверов, мониторинга событий на серверах, синхронизации и актуализации их инфраструктуры. Если проект растет, то его рост необходимо сопоставлять с серверными мощностями.
  2. Управление событиями. 
    Собирать и анализировать данные о поведении пользователей в вашем проекте – это первое о чем необходимо помнить. Невозможно достичь цели, не зная дороги, не зная, что и как влияет на проект, поэтому аналитика действий по ключевым показателям – один из ключевых моментов развития проекта. Дополнительно необходимо учитывать внешние активности и коммуникации. Если у проекта появляются комментарии на аккаунтах в магазине или в социальных сетях или на любом другом ресурсе в сети интернет, то их надо периодически проверять. Общение со своими пользователями – это один из ценнейших ресурсов любого проекта.
  3. Управление инцидентами. 
    Это непрерывный процесс по исправлению багов и несоответствий в проекте. Инциденты можно фиксировать автоматически сторонними сервисами или посредствам мониторинга (п.2.). Подробнее почитать про управление инцидентами можно в статье «Как мы работаем с инцидентами».
  4. Управления запросами на обслуживание – это деятельность, которая также является следствием мониторинга (п.2.), когда пользователи обращают внимание на события, которые не являются инцидентами. Как правило, это предложения о развитии проекта.
  5. Управление проблемами. 
    Процесс управления инцидентами только исправляет инциденты и снижает их влияние на проект. Для понимания причин инцидентов необходимо искать и исправлять проблемы.
  6. Управление релизами – это деятельность по выпуску новых версий проекта и связанных с ней активностей. Запуск любой новой версии проекта – это только на первый взгляд простой процесс. Например, в App Store этот процесс занимает не менее 2х недель и имеет множество нюансов.
  7. Управление уровнем услуг – это деятельность, направленная на актуализацию услуги сопровождения. Все изменения, которые происходят с сопровождением фиксируются и анализируются на предмет отклонений от фактических данных. Этот процесс исключает риск переплат за лишние работы.

Каждый из приведенных пунктов сопровождения можно использовать в определенном объеме. Например, если у вас приложение только на Android, то мониторить можно только аккаунт приложения в Google Play. Объем такого мониторинга невысок. Соответственно и запросов на обслуживание будет совсем мало. Но если ваш проект начнет генерировать десятки тысяч новых пользователей ежедневно, то пропорционально необходимо изменить и объем мониторинга, вырастет количество инцидентов, повысятся требования к релизам и т.д.

Вот некоторые факторы, которые влияют на объем сопровождения проекта:

  1. количество пользователей и сессий проекта;
  2. требования к уровню доступности и надежности проекта (показатели, которые определяют допустимое время простоев и количество сессий, которые завершились успешно);
  3. требования к безопасности (шифрование данных, регламент и уровни доступа к активам и пр.);
  4. классификация инцидентов (какие существуют инциденты и как на них реагировать на разные инциденты);
  5. требования к инфраструктуре (устройства, операционные системы, браузеры и пр.);
  6. персональные особенности проекта.

Это далеко не полный список факторов, но их вполне достаточно, чтобы оценить объем работ, необходимый для системного развития проекта.