После запуска проекта в эксплуатацию появляется один важный фактор, который сильно влияет на его дальнейшую успешность. Несмотря на кажущуюся простоту этого фактора, многие разработчики его серьезно недооценивают. Я часто вижу, как хорошие проекты на этапе сопровождения попадают в «пыльную коробку», где и остаются годами. И заказчик и разработчик уверены, что так у всех. Но так ли это? Давайте разбираться.

 Я намеренно начал с сопровождения. Этот, на первый взгляд, примитивный этап эксплуатации сильно недооценен. Приведу определение из Википедии:

Сопровождение (поддержка) программного обеспечения — процесс улучшения, оптимизации и устранения недостатков программного обеспечения (ПО) после передачи в эксплуатацию.

Хорошее и емкое определение, которое говорит, что сопровождение – это улучшение и оптимизация, а не хранение проекта в замороженном виде. И разница между улучшением и хранением проекта – колоссальна. Именно постоянное улучшение (сопровождение) позволяет проекту развиваться.

Бытует мнение, что можно поместить проект на «хранение» за минимальные деньги и потом самостоятельно определять его развитие разовыми доработками. Вроде бы, заказчик экономит на полноценном сопровождении, при этом сохраняет ощущение контроля над проектом и его развитием.

Вот это ощущение, на самом деле – иллюзия. Потому что в действительности проект, если и развивается, то не так и не туда.

Это ведь довольно простая мысль, что развитие проекта требует анализа показателей и взвешенного определения направлений. Угадать направление движения проекта без анализа его показателей можно, но каковы шансы?

У небольшого проекта будет около 100 критериев, которые надо учесть, чтобы определить направление дальнейшего развития. Замечу также, что это динамические критерии, которые постоянно меняются, ведь меняется и сам проект. И если делать такой анализ не на постоянной основе, а разово, то, скорее всего, результат будет скромный.

Как отличить хорошее сопровождение от хранения? Хорошее и динамическое развитие проекта требует следующих условий:

  • ×          регламент сопровождения, который содержит отслеживание событий, инцидентов, проблем и динамики;
  • ×          минимум 2 аналитики на отслеживание инцидентов;
  • ×          минимум 2 аналитики на отслеживание показателей по проекту;
  • ×          перманентный и системный анализ показателей проекта.

При соблюдении данных требований проект будет развиваться на основании подтвержденных выводов, а значит, в верном направлении.

Поэтому, начиная проект, помните:

Отложи рубль на разработку и два на сопровождение!

В следующем посте я детально остановлюсь на одном из ключевых моментов сопровождения – на управлении инцидентами.