Конспект лекции Людвига Быстроновского


Недавно в Минске прошла лекция арт-директора Студии Артемия ЛебедеваЛюдвига Быстроновского. В этой статье мы хотим рассказать, чему мы научились и что нового узнали.

Людвиг уже не первый раз приезжает в Минск учить дизайнеров и не только. На первой лекции он рассказывал, как не тупить самим, а на второй — как помогать не тупить другим.

Часть 1. Как я тренируюсь не тупить

Людвиг начал с того, что у него с детства были проблемы с внимательностью и усидчивостью. И выделил две основные проблемы, с которыми он боролся:

  • любовь к играм, соответственно важные задачи откладывались на потом;
  • цели “не зажигают”, популярные методики не помогают.

Все это приводило к одной формуле:

игра — аврал — подвиг

Если что-то не получалось, то начинал стараться сильнее, давить и нагнетать обстановку. Давление накапливалось, нервы сдавали и все становилось только хуже. Когда к этому подключились личные проблемы, он понял, что не может ничего делать и наступил паралич воли. Перспективы отнюдь не казались радужными.

Выбраться из этого хаоса ему помогли несколько вещей. Во-первых, он пошел к психотерапевту. И за 4 года научился понимать себя и разговаривать с собой (да-да, он заверил, что чаще всего люди не умеют это делать).

Чтобы добиться такого результата, психотерапевт использовал разные непонятные методики. Но они работали. Благодаря этому Людвиг открыл для себя одну важную концепцию — контринтуитивность. Чем более странно звучит идея, тем больше вероятность, что она сработает. Ведь, если бы работали обычные методы, то проблема давно была бы решена. Контринтуитивность помогает как в жизни, так и в работе. Он отметил, что важно создать атмосферу, где дизайнеры могут придумывать и не боятся делиться такими идеями. Именно контринтуитивность приводит к прорывам. Поэтому, когда в следующий раз услышите идею, от которой поднимается “волна гнева” — знайте, что это индикатор и именно эта идея может сработать.

Следующее, что помогло Людвигу выйти из ступора — это медитация. Он рассказал, что для этого использует приложение Headspace App. Мобильный телефон, наушники и 10–20 свободных минут в день — все, что вам понадобится для медитаций. Это отлично чистит голову и помогает достигнуть состояния “без оценки” (себя, своей работы и мира вокруг). Люди видят ваше спокойнее и сами становятся спокойнее.

Но не смотря на все эти методы, Людвиг продолжал тупить. Уже значительно меньше, но все же не решил эту проблему окончательно. Это продолжалось до тех пор, пока он не понял следующее — нужно “снижать напряг”.

Привычка стараться сильнее, когда что-то не получается, создавала большое напряжение и мешала работе. Теперь он внимательно следит за своим состоянием и уровнем напряжения, и всем советует “отпускать” проблемы и давать им время. Большинство из них решаются сами собой.

Людвиг приводит несколько приемов, которые помогают ему держать себя в тонусе и развиваться:

  • Делить год на этапы в 90 дней и разбивать в соответствии с этим свои задачи. помогает достичь ощущения времени, чего часто не хватает дизайнерам, по причине того, что проекты зачастую разбросаны во времени.
  • Ритм дня — запускает регулярные системы и вырабатывает полезные привычки.
  • Список дел, чтобы не вспоминать, что же нужно было сделать.
  • Обязательный отдых и игра каждый день. Помогает регулярно снимать напряжение.
  • Писать дневник. Хорошо развивает мозг и учит формулировать свои мысли грамотно.

Людвиг отмечает особую важность письма. Он сам прошел путь от человека, который писал в дневник обрывками фраз, до стабильно пишущего в блог.

В конце Людвиг подводит нас к мысль, что дизайн (впрочем, не только дизайн, но и вся жизнь) должен быть осознанным. Весь путь, который он прошел, изменил его отношение к работе и дизайну. Если раньше он давал клиенту то, что он хотел и скорее манипулировал пользователями, то сейчас думает в первую очередь, что будет полезно для них. При этом старается заботиться о них и смотреть наперед, что может понадобиться пользователям в будущем.

Часть 2. Как помочь не тупить другим

Вторую часть двухдневной лекции Людвиг начал с определения двух типов дизайнеров:

  1. Дизайнеры, которые умеют красиво рисовать картинки.
  2. Дизайнеры, которые организуют пространство.

Соответственно, есть два типа менеджеров:

  1. Менеджеры, которые организуют дизайнеров первого типа: ставят им задачи, говорят, сколько есть временных ресурсов на их выполнение, контролируют и принимают результат.
  2. Менеджеры, которые заботятся о дизайнерах второго типа: создают необходимые условия для успешной работы этих дизайнеров, потому что все остальные (вышеперечисленные) задачи эти дизайнеры вполне успешно выполняют самостоятельно.

Умение хорошо организовывать пространство и быть дизайнером второго типа невозможно без наличия осознанности. 

Ниже приведены некоторые приемы / концепции, над которыми Людвиг советует задуматься.

Концепция в конце 
В большинстве компаний, сразу после получения требований от заказчика в любом виде (результаты встречи, брифинг, ТЗ), на них вешаются факты, а потом все это покрывается концепцией. Но столп, который держится на гипотезах и предположениях, сформированных с самого начала, может очень легко рухнуть.
Правильный подход: факты — гипотезы — тесты — концепция.
Осознанный дизайнер полагается в первую очередь на то, что нужно пользователю.

Рыбный день 
Основная цель этой идеи состоит в том, чтобы выбрать определенный день и определенное время на неделе, когда каждый дизайнер будет демонстрировать результаты работы. Это мероприятие под кодовым названием “Показ” имеет главное правило — ни одна ситуация в мире не может его отменить. Заказчик не пришел, дизайнер не готов, дизайн не готов, показ первый, все в командировках и т. д. — не причины отменять показ.

Вовлекать заказчика 
Зачастую заказчики — это очень погруженные в специфику своей сферы деятельности люди, и привлекая их к проекту, можно получить массу полезной информации, которая в последующем поможет в осознании этого проекта. Необходимо им объяснить, что дизайнеры — это те люди, которые будут осознавать проект, поэтому им нужно всячески помогать и подыгрывать.

Письмо — ключ к достижению осознанности 
Самый простой способ добиться осознанности в дизайне — писать. Поэтому, по словам Людвига, самая большая ошибка, которую можно допустить на старте проекта — дать задачу писать ТЗ менеджеру. Человек, который пишет ТЗ, добивается необходимого уровня осознанности и вовлеченности в проект.

Бюджет дизайнерам
Дизайнерам зачастую сложно контролировать свою скорость движения по проекту, так как они не видят полной картины по бюджету. Людвиг утверждает, что наилучшим решением будет дать дизайнерам контроль над бюджетом проекта.
В студии долго думали, как создать такой инструмент, которым было бы приятно пользоваться и который в то же время отображал бы скорость движения по проекту. В результате в руках дизайнеров появился документ со всеми ссылками, материалами, исследованиями по проекту, а на соседней вкладке — бюджеты и скорость движения. Таким образом, дизайнеры всегда видели, сколько времени им отведено на проект, с какой скоростью они движутся, и если движутся медленно, могут самостоятельно скорректироваться, чтобы достичь цели в срок.

Заключение

После лекции не осталось сомнений, что Людвиг прошел большой путь и методы, описанные им помогли добиться много. Уже поэтому к ним стоит прислушаться и воплотить в жизнь. Что мы и попытаемся сделать в Fingers :)